«Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ».

Жанр фильма: философская сатира, историческое фэнтези
Производство: Brave Rabbit
Продюсеры: Аркадий Яценко, Жанна Воробьева
Сценарий и постановка: Денис Банников
Камера: Алексей Бережный
В ролях: Александр Карпов, Геннадий Яковлев, Евгений Лазарев, Арнис Лицитис, Елена Соловьева, Жанна Воробьева, Мария Баева, Светлана Агафошина, Вячеслав Невинный - мл., Иван Пилипенко и другие.

«Часто ли мы проживаем свою жизнь, а не мнимую? Всегда ли исполняем предназначенное нам?» - такими словами начинается эта яркая, блестяще остроумная и пронзительная история. В первых же кадрах заявляются условия игры – иной исход дуэли Пушкина с д’Антесом. Кажется, это первый случай в истории нашего кино, когда основой сюжета послужила историческая альтернатива. Автор и режиссер Денис Банников поместил реальных персонажей русской истории и культуры в вымышленные предлагаемые обстоятельства. На экране Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Николай I, Бенкендорф, Вяземский, Гончарова действуют в 1857 году. И эта смелая фантазия нужна не для экранизации какой-то анекдотической или адюльтерной истории, как можно было бы ожидать от независимого кино. Фильм «Дуэль» ищет ответ на очень непростые и очень современные вопросы: что есть Гений в России, что есть в ней Гражданин? Что представляет собой Художник, переживший свою эпоху? «Положение и лавры не имеют никакого значения в поэзии» - говорит с экрана Пушкин. Но у всякого ли находится мужество признать, что твое время прошло? Отказаться от доходного места, грантов, призов и почитания? «Один описывает амурные подвиги; другой, к примеру, мнит себя мессией. И оба гонятся за кредитными билетами. Если порок высоко в табеле – ищут, чем ему потрафить; если низко -  как выгодно употребить» - горько иронизирует Лермонтов. И это опять созвучно нашему дню. Во многом именно созвучие главным вопросам жизни, смелость замысла, живой и в тоже время изысканный язык сценария привлёк к нему яркий актерский состав.

Мистическим образом в фильме срезонировала тема Крымской войны и Севастополя. Сценарий создавался задолго до известных событий, но так получилось, что «Дуэль» была последней российской киногруппой, которая снимала в Крыму уже на фоне нарастающих волнений. Сцены боя на Малаховом кургане, гибель адмирала Нахимова, лица русских солдат, стихи Лермонтова (который по сценарию был участником обороны Севастополя) – все это неожиданно наполнилось новым смыслом, новым значением для сегодняшней России. «Почему противу нас всегда есть война?» -  спрашивает Лермонтов. «За что неведомое русских убивают?..». Этот вопрос задавался и в 19-м и в 20-м веке. Этот вопрос правомерен и сейчас. И ответ на него прозвучит в фильме «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ». И жанр исторического фэнтези в данном случае не снижает эмоциональную планку – напротив, вложенные в уста знаковых фигур русской цивилизации, они звучат особенно отчетливо. А еще это фильм про любовь. Про дыхание любви, верность любви, муки любви. Про тайну любви, которую «всякая женщина имеет право унести с собой».

Денис Банников: «Сделать фильм о России, где она представлена территорией, населенной персонажами с ужасным прошлым, безысходным настоящим и безо всякого будущего - очень заманчиво. На это с удовольствием выделят бюджет, активно подадут в пиаре и отметят призами; как в просвещенной Европе, так и у нас… Но мы поступили иначе. Нам важно именно сейчас показать Россию и живущих здесь людей - пусть ошибающимися, мятущимися - но правыми в своем желании справедливости и мировой гармонии. И это не фантазия. Это может стать реальностью, если прожить свою жизнь, а не мнимую».